Ребенок не хочет в школу – история, хорошо известная многим родителям. Так в чем все-таки причина?
ПЕРЕГРУЗКА
ЭТО ОДНА ИЗ САМЫХ распространенных причин нежелания ребенка ходить в школу. Например, в первом классе расписание человека, которому всего 7 лет, может выглядеть таким образом: 6 уроков ежедневно, 2 раза в неделю спортивная секция – для здоровья и тонуса, 2-3 часа дополнительных занятий иностранным языком (а еще родной не освоили) или математикой, музыкальная или художественная школа (и домашнее задание). По входным вся семья отправляется в образовательные поездки или планирует полезные для развития развлечения и «культурную программу» типа экскурсии в музей, до которого еще ехать полдня. И это не преувеличение, это обычное расписание современных школьников. Называется этот воспитательный подход «зато не тратит время на гаджеты».
В результате 10 часов длится рабочий день ребёнка – это больше, чем у его родителей! А если он начинает сопротивляться и протестовать, его начинают наказывать и еще больше нагружать.
Вот цитата из книги американских исследователей Стюарта Брауна и Кристофера Вогана, работающих с темой детской и подростковой депрессии, а также потери современными подростками мотивации к росту и достижениям: «Заполняя время детей – то есть непрерывно перевозя их с одного места в другое, где они занимаются заранее определенными вещами под руководством взрослых, – мы можем считать, что помогаем их будущему. И, конечно, такое поведение одобряется в нашей культуре и укрепляет нашу роль «хороших» родителей. Но на деле не исключено, что мы отнимаем у них время, необходимое, чтоб самостоятельно открыть важные свои таланты и знания. И, возможно, мы лишаем их доступа к внутренней мотивации, которая позднее должна стать движущей силой всей их жизни».
НЕБЕЗОПАСНАЯ ОБСТАНОВКА
Первая учительница! Обладательница громового голоса, взрывного темперамента, требовательна и педантична.
Одноклассники! Одна часть детей пришла в школу с отличной подготовкой, рано научилась читать, воспитывались в нежнейших условиях, они не приучены к кричащим взрослым. Другая часть класса – дети, которые не воспринимают никаких объяснений без крика и ругани. Чувствительным натурам тяжело выносить ежедневно такой напор, и они начинают болеть.
Почему ребенок не говорит, что в школе ему очень плохо? Потому что думает, что так и должно быть. В садике на детей орут, на спортивных секциях орут. Детей унизить может любой взрослый, да даже агрессивные подростки могут привязаться. Насилие воспринимается как норма жизни. Учитель может кричать – даже не на вашего ребенка, на других детей. И ребенок не будет жаловаться, потому что уверен, что, во-первых, так можно, а, во-вторых, сам виноват.
ФИЗИЧЕСКИЙ ДИСКОМФОРТ
Это явления, которые мы не замечаем: в классе очень душно, жарко или холодно, из туалета плохо пахнет или в нем нет туалетной бумаги и не запираются дверцы, так что чувствительный ребенок должен тереть до дома, еда в столовой несъедобная или ее не хватает, или длинные очереди, а перемена короткая. Невозможно переодеться после физкультуры или в сильный мороз дети вынуждены сидеть в теплых штанах в перегретом классе. Не замечаем – но в реальности они мешают и сосредоточиться, и воспринимать информацию, и вообще чувствовать себя комфортно.
ДОМАШНЯЯ ОБСТАНОВКА
Напряженная домашняя обстановка тоже может являться фактором, удерживающим ребенка дома и вызывающим отторжение школы. Хотя, по логике вещей, должно быть наоборот: если дома плохо (ссоры, скандалы, кто-то пьет или требует постоянного ухода) – пойду в школу, отдохну. Дети с крепкой нервной системой так и делают, но дети с повышенной тревожностью, чуткие, пугливые или добровольно взявшие на себя роль «спасателя семьи», поневоле ставшие «мамой» собственным родителям, могут попросту бояться оставить свой важный пост. В таком случае дополнительным симптомом будут признаки депрессии у ребенка: плохой аппетит, сон, регулярные непонятные болезни, постоянное плохое настроение, плаксивость, страхи. В таком случае нужно проконсультироваться с психологом.