Подготовка к школе – процесс многоплановый. Прежде всего важна психологическая готовность, т.е. у ребенка должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику:
– желание стать школьником;
– выполнять серьёзную деятельность;
– учиться.
Следующая важная сторона – уровень волевого развития. В учении есть игра, а есть и «скучные моменты». Ребёнок должен обладать следующими качествам:
– настойчивостью;
– трудолюбием;
– терпением;
– чувством ответственности;
– дисциплинированностью;
– уметь доводить начатое дело до конца.
Дети, которые этими качествами не обладают, не собраны на занятиях, не стремятся добиваться знаний, схватывают лишь то, что даётся без особых усилий. Малейшие трудности вызывают у них скуку, безучастность, а порой и раздражение по отношению к другим детям.
Особое место в подготовке к школе занимает обучение чтению. От чтения зависит успешность обучения по всем предметам в школе. Важно, чтобы ребёнок умел слышать звуки, правильно выбирать букву и записывать её. Сейчас все алфавиты печатаются с картинками. И получается, что ребёнок запоминает не образ буквы, а картинку. Родители удивляются, почему же ребёнок не может читать, он знает все буквы. А когда проводится диагностика по специальному диагностическому алфавиту без картинок, вот тут-то и выплывает незнание множества букв.
Чтение должно быть не только правильное, но и осмысленное. А для этого у ребёнка должна быть хорошо развита речь, богатый словарный запас.
Немалая роль отводится навыкам овладения счётом, умению сравнивать, объединять в группы по разным признакам, различать простые геометрические фигуры, умению решать простейшие арифметические задачи.
Очень важно развивать мелкую моторику. В дальнейшем это поможет в процессе овладения письмом. Пальчиковые упражнения, лепка, штриховка, работа с ножницами и многое другое. Важно научить правильно держать карандаш, сидеть за столом, заботиться о здоровье своих глаз, позвоночника.
Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью будет к ней относиться.